Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.
Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС России, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.
Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:
— брать и использовать спички нельзя;
— недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
— над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
— запрещено разведение костров без взрослых;
— не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
— звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.
Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:
— привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
— получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
— изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
— основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.
Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.
Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:
— как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
— что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
— основы оказания первой медпомощи;
— предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
— никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
— обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
— не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
— заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
— не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
— сразу же оповещать пожарную охрану о случаях обнаружения возгораний.
Основной набор правил учащихся при пожаре выглядит так:
— главные признаки пожара в виде дыма или резкого запах гари, говорят о том, что необходимо внимательно слушать учителя, который объективно оценивает ситуацию, и занимается обеспечением безопасности детей;
— ни в коем случае не нужно поддаваться какой-либо панике;
— покидать помещение и здание школы нужно быстро, но не бегом, чтобы избежать падений и давки;
— после того, как здание школы было покинуто, необходимо следовать за учителем, который вскоре произведёт перекличку всех учеников вашего класса.
Итак, мы привели правила пожарной безопасности в общеобразовательных школах, являющиеся основой и итогом обучения школьников.
Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся, которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случае – это не просто набор каких-то правил, которые нужно просто выучить. В обязанности же учителей и родителей входит тщательный контроль над тем, чтобы все учащиеся освоили эти правила и пользовались ими в повседневной жизни.Детей не просто обучают их ещё и воспитывают, прививая им навыки правильного обращения с огнём, рассказывая и показывая как нужно вести себя при пожаре, а какие действия предпринимать ни в коем случае нельзя.